Форум для родителей
Форум
Дошкольный период
Перед школойИгры для детейДетская психологияДетские суеверия и страхи
В ожиданни младенца
Период беременностиСоветы молодой мамеГотовимся к родамСледим за внешностью
Знакомство с миром
Формирование характераПродукты для младенцаГрудное вскармливаниеРаспорядок дня
Воспитание и развитие
Типы темпераментаСоветы специалистаУроки общенияФизическое развитие
 
Последние статьи:
Осознаем ли мы, как тяжело первоклашкам в школе? И не важно, что учительница хорошая, программа занятий увлекательная...
Главная / Советы специалиста / Психосексуальное развитие у мальчиков и девочек

Советы специалиста

Психосексуальное развитие у мальчиков и девочек

Сайт для молодых родителей #0

Всем известно, что половое влечение возникает во время полового созревания, когда эндокринные железы активизируются, вследствие чего в кровь поступают половые гормоны.

Уровень гормонов определяет следующее: появление первой менструации у девушек и первого семяизвержения у юношей, частота семяизвержения у молодых людей, способность к зачатию и даже силу влечения. А индивидуальные особенности сексуального влечения и его направленность зависят от психосексуального развития. Оно в свою очередь начинается еще до рождения и проходит сложный и долгий путь.  

Во внутриутробный период у мальчика и девочки по-разному формируются половые органы, эндокринные железы и структуры мозга, отвечающие за половое поведение.

Данные структуры весьма чувствительны к повреждающим факторам - кислородной недостаточности, инфекциям, интоксикациям. Если беременность протекает неблагополучно, в промежутке между 6 и 32 неделей появляется возможность отклонения в развитии ребенка. А реальное их появление зависит уже от семьи, в которой будет расти малыш и от условий воспитания.

Психосексуальное развитие связано с общим психическим развитием. Однако оно обладает своими особенностями. Во-первых - формируется половое самосознание. Оно имеет огромное значение для будущей жизни. Вряд ли, кому-то понравится резкая, угловатая женщина, лишенная грации, мягкости, женственности, отвергающая атрибуты эмоциональности, поведения и внешнего облика, являющиеся прелестью и привилегией женского пола? А кому понравиться мужчина феминного типа, безвольный, не способный быть опорой в семьи? Зачастую эти превращения берут свое начало в истоках воспитания.

Умение различать пол людей предшествует осознанию своей половой принадлежности. Оно возникает раньше других умений. В жизни ребенка мать играет незаменимую роль. Привязанность к ней является моделью для привязанностей, формирующей теплое отношение к людям, рождающее психическое равновесие и чувство защищенности. По наблюдениям ученых дети, которые в раннем детстве не имели эмоционального контакта со своей мамой, в дальнейшем не могут нормально общаться с другими детьми, они жестоки, неразборчивы в выборе друзей, агрессивны и лишены фантазии. Разумеется, в дальнейшем все это скажется на особенностях сексуального влечения.

Ребенку необходима ласка. Однако существует строгий совет: нельзя заласкивать детей, иначе сексуальность разовьется слишком рано! Ударяться в крайности тоже не стоит: ребенок, не знающий что такое нежное материнское прикосновение, с возрастом превратиться в холодного и сухого в общении с родными, грубого и неумелого в моменты интимной близости… Девочки намного больше мальчиков нуждаются в ласке.

Кстати, у девочек ниже болевой порог, они капризничают, постоянно просятся на руки, словно знают, что «недоласканность» повлияет на их будущее. Результатом ее влияния может стать снижение чувствительности эрогенных зон. Первые несколько лет жизни ребенка крайне важны, потому что именно в этот момент малыш учится говорить и сопоставлять явления окружающего мира. 

К концу первого года дети умеют различать людей по половым признакам и могут безошибочно определить, где «тетя», а где «дядя». Становление понятия «я» и становление полового самосознания происходят одновременно. «Я - девочка», «я - мальчик», являются для малыша большим открытием. Поэтому размышления на эту тему и исследование своего тела вполне естественны. Родителей не беспокоит изучение рук, ног, носа, а исследование половых органов вызывает заметную тревогу. Некоторые даже видят задатки «испорченности» в своем ребенке. А ведь в этом возрасте ребенку любопытно все. Не стоит нервничать, если малыш в 2-2,5 годика стучится в дверь ванной и требует, чтобы ему открыли, а затем удивленно рассматривает маму со всех сторон. Ведь до этого момента он не видел, что мама устроена настолько интересно…

Не надо пугаться, если 5-6-летняя девочка, придя домой из садика, восторженно рассказывает домочадцам про половые органы у мальчиков. Это говорит не о ее преждевременном созревании, а о том, что данная информация, напротив, немного запоздала, и поэтому последовала столь эмоциональная реакция.

В семьях с несколькими детьми ни у кого не возникает подобного интереса, поскольку дети с раннего детства видят анатомические различия и воспринимают их спокойно. Недопустимо наказывать 3-4-летнего сына или дочку, если он (или она) со своими сверстниками рассматривали друг у друга половые органы – в этом нет ничего особенного, как и в известной детской игре «в доктора».

В подобных играх нет нездоровой окраски, они лишь демонстрируют детям половые различия. Как правило, данный этап заканчивается к 5-7 годам. В этом возрасте ребенок осознает какого он пола и знает признаки половой принадлежности – одежда, внешний вид, строение тела и половых органов. Далее ребенок на несколько лет теряет интерес к этой теме. 

Итак, правильно сформированное половое самосознание является предпосылкой благополучного сексуального развития. А вот отсутствие у ребенка интереса к половым органам и строению тела является признаком ненормального развития. Нет ничего хорошего в том, что ребенок первый раз узнает о половых различиях в подростковом возрасте. Именно тогда эти знания приобретут нездоровую окраску.

В худшем случае это может привести к возникновению патологии. Но не следует «просвещать» ребенка специально. Природа возьмет свое, и у ребенка появятся импульсы и интересы, способствующие нормальному психосексуальному развитию. Поэтому не препятствуйте естественному ходу событий, а лишь корректируйте его.